ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Комментарии: 0

Рабочая  программа  внеурочной деятельности

по социальному  направлению

«Тропинки к своему Я»

 1- 4  классы

Тропинки к Я - полностью - чистовик - дл
Adobe Acrobat документ 424.7 KB

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ,

ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ  ДЕТЕЙ С ЗПР

          Термин «задержка психического развития», означает «временную задерж-ку психического развития». Он подчеркивает временный характер отстава-ния, которое с возрастом тем успешнее преодолевается, чем раньше дети попадают в соответствующие для них условия воспитания и обучения.

         ЗПР – обратимое замедление темпа психического развития, которое обнаруживается при поступлении в школу. Оно выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлении, незрелости мышления, низкой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости интеллектуальной деятельностью.

         Важно отметить, что дети с ЗПР отличаются сообразительностью в пре-делах имеющихся знаний, способны продуктивно использовать помощь взрослых. Прогноз развития ребенка с ЗПР следует оценивать как хороший, особенно в том случае, когда ребенок начинает регулярное обучение не в соответствии с уровнем готовности. Как правило, это происходит к 7,5–8,5 годам.

                    Часто дети могут быть капризны, упрямы, недостаточно критичны к результатам своей деятельности, самооценка может быть и завышенной, и, наоборот, заниженной. В общении со сверстниками они часто не находят общего языка, слишком эмоциональны, редко могут «удержать» роль.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ  РОДИТЕЛЯМ  ПО  ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ  С  ДЕТЬМИ,  ИМЕЮЩИМИ ЗПР

Уважаемые родители!

          Получите, пожалуйста, профессиональную консультацию таких специалистов как: педиатр, невролог, психолог, дефектолог, логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, в зависимости от диагноза ребенка. Обращайтесь за психологической помощью, получите индивидуальные консультации.

         Ради успешного будущего вашего ребенка постарайтесь найти в себе силы с оптимизмом смотреть в будущее, живя в настоящем.  Если нужно, обращайтесь за помощью к таким же родителям, помогайте друг другу, делитесь переживаниями, поддерживайте друг друга. Преодолеть сложный период могут помочь те родители, у которых ребѐнок с похожим отклонением в развитии, и они успешно преодолели трудный период. Делитесь опытом, вашими успехами в обучении, воспитании, общении, перенимайте чужой опыт. Это поможет вам и детям найти друзей, спутников жизни. Тренируйте эффективные способы поведения.

         Общайтесь с ребѐнком. Учите его общаться, просить о помощи, помогать другим. Создавайте условия для общения ребѐнка со сверстниками, друзьями. Чем раньше ребенок начнет общаться с другими детьми, тем больше шансов, что он сможет легче адаптироваться в будущем.

          Старайтесь сохранять спокойствие, доброжелательность, дружелюбие в общении с детьми, между собой и с другими людьми. Хвалите детей, когда у них получается что-то сделать или чего-то достичь. Не жалейте ребѐнка из-за того, что он не такой, как все.

         Дарите ребенку свою любовь и внимание, помните, что есть и другие члены семьи, которые в них тоже нуждаются. Позволяйте детям выполнять домашние обязанности и поручения, самостоятельно одеваться, ухаживать за собой, следить за чистотой, развивайте умения и навыки по само-обслуживанию и т.д., поскольку это стимулирует развитие и приспособительную активность детей, делает их самостоятельными и менее зависимыми.

         Поощряйте самостоятельность и активность ребенка, предоставьте ему возможность действовать самостоятельно. Будьте для ребенка другом или наставником. Помогайте ему в сложных ситуациях. Научитесь обоснованно, спокойно и терпеливо отказывать детям в случае необходимости, поскольку это позволит ребенку ориентироваться в социальных условиях среды.

         Излагайте свои мысли четко, конкретно, последовательно, коротко – для детей с ЗПР это важное условие. Интересуйтесь мнением ребенка, внимательно выслушайте его, прежде чем критиковать. Дайте ему возможность высказаться и тактично поправьте, если он в чем-то ошибается. Будьте готовы принять точку зрения ребенка и согласиться с ним. Это не нанесет ущерба вашему авторитету, зато укрепит в ребенке чувство самоуважения.

         Развивайте у детей общий запас знаний, представлений, мышления, интеллекта, интересы не только игровые, но и учебные. Для детей с ЗПР важны повторения новых знаний, умений и навыков для закрепления, а также тренировка их в разных условиях.

Организуйте для детей дома развивающую среду: специальное отдельное место и оборудование для учебных занятий, игр, отдыха. Позвольте детям самостоятельно следить за порядком и чистотой этих мест. Развивайте у детей специальные умения и навыки.

         Помогайте найти скрытые таланты и возможности ребенка. Стимулируйте его приспособительную активность; помогайте в поиске скрытых возможностей. Развивайте интересы ребенка и свои, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и самовыражения.

          Будьте внимательны к развитию детей, ведите дневник наблюдений за поведением, эмоциональными реакциями, интеллектуальным развитием детей, замечайте все изменения и новообразования у детей. Это позволит вам понять, как ребенок развивается, что необходимо еще делать, чему научить, что скорректировать, к каким специалистам обратиться. Это придаст вам уверенности и спокойствия, организует вашу жизнь.

 

         Поддерживайте психологически благоприятный климат в семье, дружеские отношения с близкими, родственниками, друзьями и знакомыми. Доброжелательно, спокойно, терпеливо и уверенно реагируйте на интерес посторонних к вашему ребенку в присутствии незнакомых людей и вашего ребенка. Это позволит детям сформировать такой же стиль поведения и отношений.

 

Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?

   

Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного. Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна.

   Именно в простых видах деятельностях, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не "над", а "рядом". Не предъявлять завышенные требования к ребенку.

  Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха. Перерывы во время выполнения домашнего задания крайне необходимы.

    Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

    Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы родители понимали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены. Родителям, важно помнить, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу и, если нужно, к врачу-психотерапевту), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребѐнка.

                                                           С уважением, педагог-психолог